на главную страницу
природа легенды туризм галерея карта
на главную...


В данном разделе находится коллекция статей о Ергаках из различных газет и журналов. Список статей отсортирован по убыванию даты их выхода (т.е. вверху самые свежие).

вернуться к списку статей...

Ждем первой смерти?

дата: ?.?.2008
источник: Черногорский рабочий (Черногорск, Хакасия)
автор: Валентина Корзунова

Ждем первой смерти?Искристый снег весело шаркает под лыжами, пихты ловко уворачиваются от быстрого горнолыжника, неправдоподобно синее небо и яркое солнце, кажется, подначивают: «Ну же, давай еще быстрее! Смотри, впереди трамплины, пройди их!» Бесшабашная радость заполняет каждую клеточку тела. Вдруг позади раздается грозный рев здоровенной машины и буквально в последнюю секунду горнолыжник все же умудряется увернуться от снегохода и уйти в елки. Хорошо хоть не в одну из них, а просто в сугроб. Но это еще не последнее испытание нервов – ниже по склону, метрах в 50-и из-за поворота появляется фигурка малыша, который бодро скользит на маленьких лыжах и не видит, что его нагоняет мощная машина. Трасса узкая, со всех сторон окружена пихтами, отпрыгнуть от снегохода и не попасть при этом в дерево – задача не из легких. Но, слава Богу, ребенок хоть и зарылся в сугроб, но не попал под гусеницы.

Это не начало детективно-приключенческого романа, это реальная история, которая практически каждые выходные и не единожды повторяется на Ергаках. В последние годы горный массив стал настоящей Меккой для горнолыжников и сноубордистов. Если еще лет 5 назад туда ездили единицы людей, то сегодня и в выходные, и в будние дни приезжают сотни, если не тысячи любителей экстремального спорта не только из Хакасии и Красноярского края, но и Кемеровской, Томской, Новосибирской областей.

Несколько баз отдыха, четыре подъемника находятся в распоряжении экстремалов. Помимо этого есть пара-тройка «диких» трасс, где бугель не работает, но можно легко подняться на автомобиле. Но если до последнего времени основные споры посетителей касались того, кто круче гоняет бордеры или лыжники, то нынешней зимой, можно сказать, произошло революционное объединение старых соперников, которые сплотились перед лицом нового общего врага – снегоходчиков.

Дело в том, что, не смотря ни на колебание цен на нефть на мировой бирже, ни на перманентные засухи и неурожаи, благосостояние немалой части россиян все же растет. И уже далеко не редкость, когда в придачу к автомобилям люди покупают скутера, квадроциклы и снегоходы. Вот последних-то на Ергаках расплодилось великое количество. Десятки машин с утра до позднего вечера носятся по склонам, пугая лыжников и бордеров.

Я не говорю, что все из владельцев снегоходов безбашенные и неадекватные люди, которым по душе столкнуть человека на лыжах или доске в сторону. Хватает и вполне вменяемых водителей, которые по трассам не гоняют и даже, о чудо(!) за руль садятся трезвыми. Но, как водится, тех, кто ведет себя нормально и не мешает окружающим, мы не замечаем, считая, что их поведение в порядке вещей. А вот тех, кто норовит проехать по лыжам, столкнуть в сторону, запоминаем надолго.

Справедливости ради отмечу, что после того, как пошла волна возмущений от посетителей базы, направленная против снегоходов, руководство все же постаралось урегулировать этот вопрос – и, по крайней мере, въезд на территорию им запретили. Однако убрать пьяных водителей со склонов оказалось гораздо сложнее. И поверьте, мало приятного, когда ты мчишься на большой скорости и вдруг краем глаза замечаешь, что наперерез тебе летит здоровенная машина. Тут, как говориться, к гадалке не ходи и так понятно – кто сильнее, и кто больше пострадает.

На ергакском форуме появилась целая ветка, посвященная обсуждению проблемы снегоходов. На десятках страниц посетители делятся своими историями, наблюдениями и рецептами – как изменить ситуацию. И судя по многочисленности откликов, тема эта волнует значительно количество посетителей баз отдыха.

«Думал, ситуация со снегоходами немного приукрашена, дык ничего подобного. Эти уроды прут прямо по склону, причем нихрена не с боку. В лесу просто страшно кататься, сегодня один встал аккурат за перегибом...вылети я на несколько секунд раньше... Еще и детей сзади цепляют, после чего на тюбингах вниз фигачат... У людей походу сознания совсем нет, таким на велосипеде и ездить, какой уж тут снегоход. При таком количестве горе-драйверов я на западный не сунусь, хватает своего риска на склоне.» — пишет один из них. Ему вторит другой: «По поводу горе снегоходчиков. Был на базе в прошлые выходные, один такой в состоянии невменяемости (опьянения) ездил на снегоходе по стоянке машин. Сначала он перевернул снегоход, потом корячился-корячился и в итоге въехал в припаркованный автомобиль (по-моему, они там разобрались по поводу этой аварии). Потом он уехал куда-то в сторону автомобильной трассы и где то закопался.»

И подобных историй десятки, если уже не сотни. О том, как чуть не сбили, как проехали по лыжам или сноуборду (а снаряжение это весьма и весьма недешевое), как въехали в автомобиль и скрылись в неизвестном направлении.

К слову сказать, что Ергаки далеко не единственное место в России, где пьяные снегоходчики чувствуют себя королями жизни. Даже более того, оно еще пока никак не засветилось в сводках происшествий, как многие горнолыжные курорты. В прессе то и дело мелькают сообщения, что на той или иной базе снегоход сбил человека насмерть. Тьфу-тьфу-тьфу, в наших горах трагедии не было. Но это пока не было. Где гарантия, что завтра очередной потерявший берега молодчик не врежется в лыжника или бордера? Неужели надо ждать такого случая, чтобы наконец-то начали наводить порядок в горах.

Но как показывает практика, шевелиться органы надзора начинают только после подобных происшествий. Год назад на Домбае снегоход въехал в иностранную студентку – тут же пошла адекватная реакция: езду запретить, снегоходы на базу не пускать.

8 декабря 2007 года на Шерегеше снегоходчик сбил новосибирца, и тот получил серьезные травмы. В итоге разгневанное сообщество лыжников-бордеров, в том числе и жители Хакасии, направило губернатору Кемеровской области Аману Тулееву открытое письмо, в котором убедительно просило навести порядок на базах отдыха и оградить отдыхающих от беспредела снегоходчиков.

В частности там было сказано: «Абсолютно диким явлением кажется поведение водителей снегоходов, разъезжающих по работающим трассам не принимая в расчет наличие на горнолыжных трассах людей. Несмотря на то, что в апреле 2007 г. от жителя Новосибирска Н. Булава в администрацию Кемеровской области уже поступало обращение о факте безобразного вождения лиц, управляющих снегоходами, необходимые меры так и не были приняты. Так, 08 декабря 2007 г., на горе Зеленая (сектор «Е»), в поселке Шерегеш, произошел вопиющий инцидент – одним из работников обслуживающего персонала сектора «Е», на снегоходе был сбит Передера Павел Александрович… В больнице г. Таштагол пострадавшего приняли и поставили диагноз: перелом обеих ног (левая – внутрисуставной перелом).»

Разборки по несчастному случаю все еще не закончены, но, как говорят очевидцы, снегоходов на базах все же стало меньше.

Да даже и без смертельных случаев этот вид техники чрезвычайно портит настроение и нервы любителям экстремального спорта. Помимо всего прочего гусеницы машин очень сильно разбивают трассу, пробуксовки приводят к большим рытвинам, траки превращают укатанный склон в настоящую стиральную доску. Представьте, человек едет по склону и вдруг, прямо перед его ногами огромная яма. Хорошо катающийся еще сможет успеть отвернуть, а вот новичкам – беда. Вряд ли человек не твердо стоящий на доске или лыжах сможет избежать серьезного падения.

По закону снегоход точно такое же транспортное средство, как автомобиль или мотоцикл, и его владелец обязан исполнять определенные правила. Как то: зарегистрировать технику в установленном порядке в гостехнадзоре, поставить на учет в ГАИ и получить государственные регистрационные знаки. Как и водитель машины обязан иметь полис ОСАГО и водительское удостоверение категории «А». Не выполнение этих требований, по идее, должно преследоваться правоохранительными органами.

Я не буду утверждать, что видела абсолютно все снегоходы на Ергаках, но точно могу сказать – что не видела ни одного с госрегзнаками. Помимо того, что это само по себе противоречит действующему законодательству, так в случае происшествия идентификацию виновного водителя и техники будет провести крайне сложно. Приметы а ля «красный снегоход с мужиком в черной куртке и каске» сложно признать информативными.

Любой водитель прекрасно знает к чему привело ужесточение законодательства в части управления транспортными средствами без прав, без регзнаков, в состоянии алкогольного опьянения. Это высокие штрафы и административные аресты. И сотрудники ГАИ весьма тщательно отрабатывают по этим пунктам. Мы постоянно слышим реляции о том, сколько пьяных было арестовано и сколько штрафов было собрано. Но я не помню ни одного случая, чтобы подобному наказанию был подвергнут водитель снегохода.

Я понимаю, что штатная численность Ермаковской ГАИ не позволяет постоянно патрулировать сложный район. Да и сомневаюсь, что материально-техническая база инспекции способна помочь в этом. По меньшей мере, должны быть гаишные снегоходы, которые бы рыскали по склонам и выискивали нарушителей. Но с другой стороны, и отмазки «а что тут можно сделать» не выглядят убедительными. Так как понятно: произойдет ЧП – тут же найдутся и штаты, и снегоходы.

Каждой зимой гостехнадзор совместно с госавтоинспекцией проводит операции «Снегоход». Цель которых как раз и направлена на выявление нарушений со стороны владельцев «саней с моторами». Порой даже кого-то наказывают, но лихачей становится все больше.

В ГАИ советуют: если произошел какой-то инцидент – обращайтесь в милицию, лучше всего с письменным заявлением. Можно и по телефону. Сотрудники обязательно отреагируют и проведут проверку. Но скажите, вы сильно верите в вероятность того, что нарушителя найдут по тем мизерным приметам, который, как правило, может сообщить пострадавший. Я вот глубоко сомневаюсь.

С другой стороны, несомненно, заботиться о безопасности отдыхающих это обязанность владельцев баз. Но последние, худо-бедно навели порядок на своих территориях. Случаев, когда снегоходы летают по трассам или между домиков уже гораздо меньше. И даже если хозяева окончательно изгонят «санки с моторчиком» со своих владений, проблема с «дикими» трассами останется по-прежнему.

Есть, правда, и третья сторона, в непосредственные обязанности которой входит наведение порядка на всей территории Ергак. Будь то база отдыха или просека в тайге. Речь идет о руководстве природного парка «Ергаки». Эта организация усиленно позиционирует себя в СМИ, как главных радетелей защиты природы и блюстителей порядка на этом участке Саян. Рапорты о достижениях следуют один за другим, пресс-релизы гордо повествуют о проделанной титанической работе. Правда, наша газета уже писала о том, как эти «борцы» охраняют вверенные им природные богатства. Когда фактически инспекторы заняты вымогательством денег под разными предлогами, зато значительная часть срубленных деревьев приходится как раз на их долю, а не является делом рук туристов.

На официальном сайте природного парка есть пункт «Условия посещения», в котором можно прочитать знаковые строки: «Запрещен проезд механических транспортных средств вне автомобильной магистрали М-54 «Енисей» без специального разрешения Дирекции природного парка, за исключением транспорта органов, осуществляющих охрану и контроль за соблюдением установленного режима или иных правил охраны и использования природных ресурсов на территории Природного парка, а также спецтехники для осуществления мероприятий по ведению лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты природных ресурсов». А из следующего документа следует, что полномочия инспекторов настолько широки, что они имеют право «Доставлять лиц, нарушивших законодательство об ООПТ, в правоохранительные органы. Изымать продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и документы…»

Вот так-то. Права есть, возможности есть, правда, нет реального дела.

Я не призываю к охоте на ведьм, отнюдь нет. Значительная часть снегоходчиков полнее нормальные люди, которые также, как и лыже-бордеры страдают от выходок пьяных отморозков. Но уверена, что порядок с этим видом техники наводить нужно, а не жить по принципу: тайга – закон, медведь – хозяин. И не стоит ждать до серьезных происшествий, уподобляясь тому самому мужику, который никак не крестился без грома. В конце концов, на каждом углу мы слышим о великом преимуществе и полезности профилактики, так кто же мешает применить этот метод и в борьбе с неадекватными водителями снегоходов.


вернуться к списку статей...