на главную страницу
природа легенды туризм галерея карта
на главную...


В данном разделе находится коллекция статей о Ергаках из различных газет и журналов. Список статей отсортирован по убыванию даты их выхода (т.е. вверху самые свежие).

вернуться к списку статей...

Лекарства тувинцев спасли жизнь потерпевшим авиакатастрофу

дата: 09.05.2002
источник: Центр Азии (Кызыл, Республика Тува)
автор: Надежда Кирова, собственный корреспондент "Центра Азии" в Абакане.

6 мая по христианскому обычаю Александра Лебедя и его погибших спутников поминали в девятый день со дня трагической гибели.

28 апреля многие стали очевидцами произошедшей трагедии. На открытие новой горнолыжной базы собралась большая масса людей. Как рассказывает фотокорреспондент газеты "Хакасия" Александр Колбасов, прибывший на Ойское озеро из Абакана на автомобиле, все было готово к торжеству: предприниматели развернули продуктовые палатки, концертная бригада готовилась к выступлению, горнолыжники из Абакана, Минусинска, Шушенского изнывали от нетерпения подняться по новой канатке на уникальный склон и опробовать его. Праздник не состоялся. В одиннадцатом часу утра пронеслась весть, что вертолет с губернатором Лебедем на борту разбился в полкилометре от места назначения.

Еще одна свидетельница трагических событий, работница минусинской газеты "Надежда", тоже ехала на Ергаки с друзьями на праздник горнолыжников. Перед защитной "полкой" на Буйбинском перевале они заметили, как низко над трассой прошел вертолет, видимо, ориентируясь в густом тумане по темной полосе асфальта дороги. Еще и посетовали между собой: как же летчики решились лететь в такую непогоду. Проехав километра четыре после "полки", увидели в метрах 15 слева от федеральной дороги М-54 Красноярск-Кызыл лежащий на боку вертолет. Прямо над ним проходила ЛЭП с порванными проводами. Поначалу люди боялись подходить к покореженной винтокрылой машине, опасаясь, что она взорвется. Но из кабины выбрался раненый летчик и стал кричать, чтобы снегом забрасывали горящие турбины, тогда взрыва не произойдет. Рядом оказался полный автобус дорожников ДРСУ. Рабочие вместе с другими проезжающими мужчинами сумели сбить пламя с турбин и приступили к спасению людей. Где руками, где монтировками они отдирали обшивку вертолета и выносили пострадавших.

На счастье раненых пассажиров МИ-8 рядом остановилась машина, направляющаяся в Кызыл с грузом медикаментов. Хозяева коробками подносили лекарства прямо к месту аварии, нашлись и врачи, которые ставили раненым уколы, что многим из них спасло жизнь. У одного из пострадавших оказался сотовый телефон, по нему смогли отправить сообщение о случившемся в Абакан, Минусинск, Красноярск. На место происшествия прибыли спасатели МЧС, в том числе и из Тувы.

Директор ОАО "Красноярскэнерго" летел в вертолете МИ-8 вместе с губернатором Александром Лебедем, во время полета сидел напротив него. Остался жив, не получив ни одной царапины. По словам Михаила Кузичева, его спас Николай Угодник и то, что он вовремя прислонился к салонной перегородке. В интервью корреспонденту "Коммерсант" он рассказал, что погода вначале полета была хорошая, ясная, безветренная, но в Саянах резко поменялась на противоположную. Все заметили, что летчики круто стали снижать машину, ориентируясь в условиях плохой видимости по дорожной разметке автотрассы. Пассажиры как-то напряглись, только губернатор Лебедь ничуть не изменился в лице.

Авария, по мнению М.Кузичева произошла из-за того, что они зацепились задним колесом за грозотрос - стальную жилу толщиной милиметров 25-30, протянутую над проводами ЛЭП. По ней отводится в землю электричество, когда в провода бьет молния. Из-за сильного тумана летчики не заметили ЛЭП и не долетели до места посадки несколько десятков метров. Что касается информации о якобы имевшей место магнитофонной записи с голосом губернатора, то Михаил Кузичев говорит: "Лететь в туман губернатор летчиков не заставлял, да и вообще во время полета никаких приказов не отдавал."

Выживший участник падения вертолета так описывает события. "Сначала почувствовал ощутимый удар, затем - жуткий металлический скрежет и одновременно - женский крик откуда-то сзади. Я обернулся в том месте, где крепилась хвостовая балка, - огромная дыра, а через нее в салон летит снег. Затем вертолет раз или два крутанулся вокруг своей оси, снова удар, гораздо более сильный, чем первый, а вслед за ним - полная тишина. Только ветер где-то поддувает и керосином пахнет. Я пошевелился - вроде, живой. Посмотрел пред собой - нет ни стола, ни губернатора. В том месте, где он сидел, с потолка до самого пола свисают какие-то искореженные металлические конструкции, а чуть ли не у меня на коленях рокочет работающая турбина. Я сразу понял, что меня спасла перегородка, разделяющая пассажирский салон и пилотскую кабину, к которой я прислонился спиной. Дело в том, что сам по себе удар о толстый слой снега со сравнительно небольшой высоты не был смертельным для пассажиров. Людей придавили тяжелые двигатели и редуктор несущего винта, которые после падения вертолета обрушились в салон." После этого он выбил ногой стекло кабины и стал помогать выбираться другим своим спутникам, получившим ранения различной степени.

Двадцать лет назад матери Александра Лебедя принесли ложную похоронку на сына, это известие подорвало ей зрение и здоровье. Двадцать лет было отпущено после этого Александру, и вот жизненный полет прерван. За это время он, к счастью, успел оставить заметный след на земле и добрую память о себе.


вернуться к списку статей...