Я рассматриваю фото горного района Ергаки и не могу отделаться от мысли, что здесь, в Ергаки, родилась сказка. Так будоражат воображение каменные чудеса Ергаки.
Район этот небольшой, но удивительный. В центре горного массива возвышается пик Звездный, со всех сторон его охватывают неприступные горные хребты, возвышающиеся, как стены средневековой крепости. Главная достопримечательность Ергаки – хребет Спящий Саян, похожий на спящего великана.
В Ергаки я был в 1982 году зимой. Увидев Спящего, мы сразу окрестили его Атлантом, посмеялись над тем, каким это он органом небо держит, да так и забыли.
Года три назад мне под руку попались русские мифы в обработке Александра Асова, где написано про Святогора: «Он большой, как гора – он и есть гора». Тогда я вспомнил Саяна, занялся поисками и сравнениями. Результаты поисков ошеломляют. Стоило представить, что Спящий это Святогор, как мифы разных народов стали читаться, как единое целое, не противореча друг другу и данным археологии.
Южная Сибирь – район древнейших культур. Здесь зародились многие народы и разошлись по белу свету, и неудивительно, что мифы о Спящем можно найти далеко от Саян.
Наши предки поклонялись горам, обожествляли шиханы на вершинах гор. Практически с каждым из них связаны легенды. некоторые такие легенды распространены очень широко, но Спящий – рекордсмен.
Ниже я приведу различные выдержки из наиболее известных мифов разных народов о древнем боге подземного мира со своими комментариями. Надеюсь, приведенные сравнения убедят читателя, что мы имеем дело с совершенно неисследованным, но исключительным природным и историческим памятником.
Тяжелы веки Вия подземного, страшно войско его, страшен зов его. Он во тьме кромешной вступил в союз с Матерью Землею Сырою. И родились тогда в подземельной тьме и пошли на свет, потрясая мир, великаны Горыни Виевичи.
А затем случилось явление - столб поднялся вдруг на краю Земли - от Земли до самого Неба, чтобы Небо на нем упокоилось. И тогда родил Святогора Вий - диво-дивное, чудо-чудное. От рожденья его богатырского потряслася вся поднебесная.
Так велик Святогор, что и Мать Земля еле-еле носит детинушку. Он не может ходить по Сырой Земле, он велик, как гора, ходит он по горам, на спине только горы высокие Святогора могут удерживать.
И тому Святогору Виевичу сам Свaрог небесный коня подарил. Он велел Святогору Виевичу вкруг столба дозором объезживать и во веки веков охранять его.
(источник)
Согласитесь, - Горыни - это скалы, похожие на людей. Значит, Святогор – это Спящий, а столб – пик Звездный.
Чтобы опровергнуть это предположение, достаточно найти другую гору, еще более похожую на былинного великана, и чтобы вокруг было столько же каменных чудес.
Я давно хожу в походы, видел много гор, похожих на людей или животных, но если посмотреть на такую гору с другой стороны, то возникает иной образ. Спящий похож на человека в разных ракурсах, а это редкость.
Однако Спящий лежит, а не сидит на коне
Опускается богатырь Святогорскии
А с того было с добра коня,
А ложился в площаницу он во дивную, -
Та же площаница да по нем пришла,
Сам же с площаницы тут не выстанет:
- Ах ты, старый казак да Илья Муромец!
Ты повыздынь с площаницы да огромныи. -
Приставае тут казак да Илья Муромец
К Святогору да богатырю, -
Да не мог поднять он Святогора тут богатыря
А с того гроба глубокаго.
Говорит же тут богатырь Святогорскии:
- Ты сломай-ко эти щелья да высокий
А повыздынь-ко с гроба меня глубокаго. -
Старыи казак да Илья Муромец
Как ударил своей палицей
Да по щелейки по толстыи,
А по той горы да по высокии, -
Ставился тут обруч да железный
Через тот да гроб еще великий.(источник)
Складки (щелейки) на теле Спящего – это и есть железные обручи. Возвышенность на груди – это сума переметная, которая не дает Святогору подняться. Сам Святогор лежит в каменном гробе (дух горы заключен в горе высокой).
Археологи утверждают, что две тысячи лет до нашей эры древнейшую Афанасьевскую культуру Енисея сменила культура Окуневская, основанная выходцами с Урала. При чем здесь русский богатырь Илья Муромец? Илья Муромец – мурома, то есть - угрофин. Считается, что в былинах о Святогоре и Илье Муромце отразилась история некоего похода Вятичей на Урал. Но если предположить, что Святогор – это Спящий, складывается совсем иная картина. Получается, что первоначальный миф родился две тысячи лет до нашей эры, когда уральские племена осваивали Сибирь.
Есть ли в мифах других народов упоминание о заключенном в гору богатыре?
Поищем в мифологии Китая.
Ещё можно рассказать о божестве Эр-фу со змеиным телом и человечьим лицом. У него был слуга по имени Вэй. Был он злым и подстрекал своего господина тайно убить Я-юя. Хуан-ди, узнав об этом, немедленно приказал схватить негодяя, доставить связанным на гору Шушушань на западе, надеть на его правую ногу колодку, скрутить руки, а самого привязать к большому дереву на вершине горы. Так он был наказан за преступление. По другой версии, только спустя несколько тысячелетий он был освобожден из каменной темницы людьми.
(источник)
Знакомая картина – толи колодка на правой ноге, толи горнолыжный ботинок, к тому же неподалеку село Шушенское. Вот от кого Владимир Ильич силушки – то набрался! А дерево на вершине горы – это Звездный. Этот миф не связанный ни с каким событием. Такие мифы создаются по принципу : "Посмотрел налево, посмотрел направо, что вижу – то и пою".
В греческой мифологии бог, освобожденный из каменной темницы – Зевс.
Лунбо, страна великанов, находилась за десятки тысяч ли к северу от гор Куньлунь. Люди этой страны, по-видимому, происходили от драконов, поэтому-то их и называли «лунбо» - родственники драконов. Говорят, что среди них жил один великан, который затосковал от безделья и, взяв с собой удочку, отправился к большому океану, что за Восточным морем, ловить рыбу. Только он ступил ногами в воду, как оказался в местности, где были расположены пять священных гор. Сделал несколько шагов - и обошёл все пять гор. Забросил удочку раз, другой, третий и вытащил шесть голодных, давным-давно ничего не евших черепах. Недолго думая, взвалил он их себе на спину и побежал домой. Он содрал с них панцири, стал калить их на огне и гадать по трещинам. К несчастью, две горы - Дайюй и Юаньцзяо - потеряли опору и волны унесли их к Северному пределу, где они потонули в великом океане.
Небесный Владыка, узнав об этом, разразился могучим громом, призвал свои великие волшебные силы и сделал так, что страна Лунбо стала совсем маленькой, а жители низкорослыми, чтобы впредь не ходили они в другие земли и не творили бы зла.
(источник)
Этот фрагмент китайского мифа ничего не говорит о почившем великане, но интересен тем, что почти в точности повторяет старшую Эдду, разница, лишь в отношении к герою. Могу ошибиться, но низкорослым и злобным народом китайцы всегда считали монголоидных жителей Сибири.
Вытащил храбрый
Хюмир китов, -
двух сразу взял
на одно удилище;
а на корме
Одина родич
Веор искусно
вил себе леску.
Насадил на крючок
защитник людей,
убийца змея,
голову бычью;
пасть разинул,
наживку увидя,
враждебный богам
пояс земли.(источник)
Старшая и Младшая Эдда подробно описывают приключения владыки богов Тора (Веора) в восточном походе, но убедительных объяснений, какие события лежат в основе этого мифа, я не встречал. А под китами следует понимать немалую добычу – это либо города, либо целые государства. Тор считается в Скандинавии первопредком сибирских народов. Тор не ловит китов, он помогает в этом некоему Хюмиру, а сам охотится за более крупной добычей – мировым змеем. Подобная история о гибели двух городов из пяти (Содома и Гоморры) из-за того, что их жители нерадушно приняли двух ангелов есть в ветхом Завете. В римской мифологии из-за неучтивого приема Сатурн и Юпитер уничтожают некий город в передней Азии.
Я привожу эти сравнения, чтобы показать, насколько мифы разных народов связаны между собой. При этом место действия мифа всегда переносится в ту местность, в которой живет народ. Как угадать, какое событие легло в основу мифа, где оно произошло?
И вот посреди ночи случилось сильное землетрясение, заходила вся земля под ними ходуном, а дом так и затрясся. Тор поднялся и позвал своих товарищей, и, пробираясь вперед, они обнаружили пристройку по правую сторону дома, как раз посредине. Они вошли туда, Тор встал у входа, а остальные забились вглубь. Все были напуганы, но Тор сжимал рукоять молота и был готов защищаться. Вскоре они услышали сильный шум и грохот. А с приходом дня вышел Тор и видит: лежит человек в лесу неподалеку и росту немалого. Он спал и громко храпел. Тут Тор уразумел, что это грохотало ночью. Опоясывается он Поясом Силы, и прибыло у него силы божественной. И тут же проснулся человек и сразу встал на ноги. И, как сказывают, впервые Тору не хватило духу ударить молотом, и он спросил того об имени. Тот назвался Скрюмиром. "А мне,- сказал он, - нужды нет спрашивать, как тебя звать. Знаю я, что ты Аса-Тор. Не ты ль уволок куда-то мою рукавицу?".
(источник)
Согласитесь, этот сюжет очень похож на миф об Илье Муромце и Святогоре. Опять речь идет о спящем великане, но Скрюмир не ложится в гроб, просто, его город куда – то исчезает. «Но только хотел ударить-исчез Утгарда-Локи. Идет он тогда назад к городу и замышляет сокрушить его. Но видит одно лишь поле, широкое да красивое, а города и нет. Повернул он и пошел своим путем назад, в Трудвангар». Возможно, Утгард был уничтожен вулканом или гигантским селем. Подобные катаклизмы в Саянах случались. Возможно, город богов Утгард – это Ергаки, ведь все зависит от того, какими глазами посмотреть на это чудо.
Сходство мифов разных народов объясняется просто: Окуневская культура серьезно повлияла на развитие всех культур Азии (это мнение ученых), но, видимо, не только Азии. Герои – основатели и стали героями легенд разных уголков мира.
Проходили годы, появлялись новые герои со схожими судьбами, мифы заимствовали другие народы, мифы переиначивались, приспосабливались к новой обстановке, новой местности. Так древние герои превратились в целое полчище богов и мифических героев с разными именами, но схожими подвигами.
Однако в Младшей Эдде есть упоминание и об усопшем боге
За множество зим до создания земли был Бергельмир турс; в гроб его при мне положили, вот, что первое помню".
Никак не признаем мы его за бога. Он был очень злой и все его родичи тоже, те, кого зовем мы инеистыми великанами. И сказывают, что, заснув, он вспотел, и под левой рукой у него выросли мужчина и женщина. А одна нога зачала с другою сына. И отсюда пошло все его потомство - инеистые великаны. А его, древнейшего великана, зовем мы Имиром".
(источник)
Имира убил Один – сын земной женщины, убил до сотворения земли. Отсутствие логики – свидетельство приписки. Сюжет о смерти Имира – Святогора лишь указывает на место действия мифа.
Зато в мифе точно указано положение райского сада, где появились первые люди – под мышками у великана. Руки великана по локоть плотно прижаты к телу – вот и поищи.
Царство Имира можно смело связывать с древнейшей Афанасьевской культурой южной Сибири – ровесницей Шумера и Египта. Афанасьевцы, даже по нашим меркам, были людьми высокими, средний рост под два метра. Им была известна металлургия, земледелие, скотоводство. Однако отношение историков к этой культуре прохладно – очень уж непохожи краманьонцы Сибири на продвинутых Атлантов. Ни городов тебе, ни храмов, ни золота. А если их храмами были горы? А золоченые вечерним солнцем вершины им заменяли купола?
Справедливости ради, надо сказать, что платоновская Атлантида – это собирательный образ. С Ергаки ее роднит лишь цвет меди. Городские стены в столице Атлантов покрыты дорогим орихалком (нержавеющей медью). Скалы Ергаки в заходящем солнце отливают медью, и до сих пор не заржавели.
Миф описывается Плутархом в сочинении "Об Исиде и Осирисе", написанном в I веке н.э.
Было объявлено, что великолепный, очень ценной работы сундук достанется тому, кому он придется по росту. Желающие получить подарок ложились в сундук (саркофаг), но он не приходился им по росту. Но вот в него лег Осирис, и, ко всеобщему изумлению, сундук (саркофаг) оказался как бы специально сделанным для него (сундук (саркофаг) и в самом деле был изготовлен по росту Осириса). Тифон (Сетх) и его шайка злодеев немедленно захлопнули крышку, забили ее гвоздями и по Танитскому рукаву Нила спустили сундук с Осирисом в море. Море выбросило сундук на берегу финикийского города Библа, и здесь произошло чудо: из сундука выросло вдруг великолепное дерево, скрыв его своими корнями. Прибывшая Исида освободила сундук с останками Осириса от корней и доставила его в Дельту, укрыв в болотах близ города Буто, где находился сын Осириса Хор. Но неугомонный и злобный Тифон (Сетх) добрался и сюда. Он извлек из сундука тело Осириса и рассек его на 14 частей, которые разбросал по всему Египту. Неутешная Исида разыскала все части тела мужа, за исключением фаллоса, проглоченного нильской рыбой. Каждую часть тела она хоронила там, где находила ее - отсюда множество погребений Осириса по всему Египту.
(источник)
В другом варианте – она собрала его тело воедино и сказала: «О, светлый Осирис! Собраны твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!»
Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших.
Спящий – первая мумия, интересно!
Это эллинизированная версия египетского мифа, но как она похожа на миф о Святогоре и Илье Муромце.
Эпизод с рассечением Осириса схож с иранским мифом. (Йима-Джамшид был предан своим братом Спитьюрой, и, его распилили острозубой пилой).
В текстах пирамид говорится лишь о том, что Сет убил Осириса. Сюжет о волшебном сундуке Сета появился, видимо, в середине второго тысячелетия до нашей эры в эпоху великих завоеваний, когда границы Египта продвинулись на север до низовьев Волги, а может и дальше. Миф был заимствован у покоренных северных народов, переиначен и служил оправданием завоевательной политике. Иначе как объяснить, что записанная в прошлом веке былина гораздо архаичнее египетской версии, записанной две тысячи лет назад.
Древнейшие тексты могли и не дойти до нас, но до нас дошли рисунки, скульптуры, саркофаги времен строительства пирамид.
Присмотритесь к убранству саркофагов фараонов. Маски и саркофаги делали для того, чтобы уподобить умершего Осирису. Обратите внимание на синие поперечные полосы на головном платке и на груди – на голове Спящего такой же головной платок с поперечными полосами. Сравните облик Спящего и облик Осириса. Оба с бородой. У Осириса изо лба торчит змея. У Спящего тоже есть какая-то выпуклость на лбу, которая видна с восточной стороны, но больше похожа на башенку или «третий глаз».
Осириса изображают как покойного царя, завернутого в повязки, с царской короной или головным платком на голове, держащего свободными по локоть от повязок руками посох и цеп. Поперечные полосы на теле Спящего похожи на повязки. Руки свободны по локоть. Не хватает лишь посоха и цепа.
Греки считали, что древнейшего бога оскопил Хронос серпом. Видимо, у них иная точка зрения. Давайте и мы поменяем точку зрения (съемки) того же перевала. Греки правы.
А может это Хьюмир на своей лодке ловит китов? А на корме сидит Тор.
Ну, а что слыхать о Спящем в Новом Свете?
Мать богов, отец богов, старый бог,
Распростертый в центре земли,
Заключенный в бирюзовую темницу.
Тот, который находится в водах цвета
голубой птицы,
Тот, который скрыт облаками.
Старый бог, который живет среди теней
из мира мертвых,
Господин огня и года.(Баландин Р. К. 100 великих богов. – М.: Вече, 2002)
Ученые считают автором этого гимна самого жреца Кецалькоатля, которого считают выходцем из Старого света. Нет доказательств, что он пришел из Европы, а не из Азии. Сам он говорил, что пришел из страны Восходящего Солнца, но неизвестно, что он под этим понимал. Культура индейцев схожа с культурой Китая, а рыжеволосые и голубоглазые люди жили и в южной Сибири. Кецалькоатль учил индейцев обрабатывать нефрит, камень распространенный восточной Азии, но не в Европе.
Арсеньев определил центр Азии в районе города Кызыла. Согласитесь, Спящий действительно распростерт в центре земли (в центральной Азии), конечно, если землей считать материк.
Наверно, первая в мире гора, обожествленная человеком и должно быть скалой, удивительно похожей на человека. Даже в моде люди следовали образцам, которые дарила им природа.
Надеюсь, что моя статья кого-то заинтересует, и мы все вместе откроем много чудесного в уже давно исследованном мире.
Каменные чудеса Ергаки не ограничиваются только Спящим, эти горы буквально нашпигованы причудливыми останцами, горными озерами, водопадами. Поиск ландшафтов, послуживших прообразом для мифических сюжетов, сможет обогатить любое туристское путешествие новым содержанием.
Не надо думать, что в мировые мифы вплетены лишь виды Ергаки. Чудесных уголков, связанных с легендами, в нашей стране предостаточно.
Сколько можно читать Мулдашева, замкнутого на Тибете – давайте искать Шамбалу у себя на родине!
Скептиков прошу не слать гневные отклики на мои писания – лучше присылайте фото других ландшафтов, которые, по Вашему мнению, послужили прообразом тех или иных мифов.
У меня на письменном столе под стеклом лежит фотография Звездного. Я разглядывал фото, ничего особенного в ней не видя. Однажды наложил кальку и обвел Звездный карандашом – получился сказочный великан, в короне, в мантии и с казачьим чубом. Великан сидит на вершине горы в царственной позе. Повторил то же самое с другими видами, и опять получал знакомые сюжеты. Во многом мне помогли фото Жени Хадеева. Не видя никаких великанов, он безошибочно угадывал нужный ракурс.
Этот феномен я объясняю просто – многие классические сказочные образы были просто списаны древними художниками со скал Ергаки. Со временем образы въелись в подкорку и превратились в символы. Эти символы мы не замечаем, но каждый из них создает определенный настрой, и начинается волшебство. Поэтому художники всего мира, не сговариваясь, рисуют великана сидящим на горе, а гордую девушку с высоко запрокинутой головой.
В моем понимании, Ергаки – это Шамбала – храм всех религий, но храм нерукотворный, а созданный природой. Поэтому люди столько веков ищут Шамбалу и не могут найти.
Скептики скажут: «Ну, тут-то ты парень загнул, мало ли в центральной Азии гор, есть и повыше». Конечно, есть, но на такой горе нельзя прожить три месяца (именно столько времени древние стоики проводили в Шамбале), а в Ергаки можно жить все лето.
Ергаки лежат рядом с Усинским трактом, а современный Усинский тракт проложен по старым караванным и скотопрогонным тропам, которые связывали два древнейших культурных региона Сибири - Хакасию и Туву. Где, как не здесь, располагаться древнейшему храму?
Если Шамбала – храм всех религий, то она должна быть и храмом древнейшей анимистической религии. Грубо, анимистическая религия заключается в том, что мятежный дух огня вселяется в человека. Тогда человек начинает совершать немыслимые подвиги. Если герой при жизни был праведником – после смерти его душа присоединяется Господу. Если он был грешником – к дьяволу. Но если поступки героя были неординарными, неоднозначными, то дух его ищет себе иное пристанище. Домосед становится домовым, утопленник – водяным, а герой – горой. Если у героя появляются последователи – дух его растет, и превращается во всесильного бога.
Анимистическая религия рождала мифы, навеянные видами скал, фантастичные и далекие от жизни.
Все религии имеют анимистическую составляющую, поэтому храм всех религий и должен быть удивительным по своей красоте горным массивом.
Человек наделен свойством отождествлять увиденное с понятными и законченными образами. Эта особенность открывает неисчерпаемый источник для фантазии, но невозможно объяснить лишь собственной фантазией сходство стольких деталей Спящего с Осирисом.
Логичнее предположить, что Ергаки были источником фантазии еще до зарождения цивилизации.
Существует легенда, что первым фараоном Египта был бог Хеб (бог земли), который был фараоном другой далекой горной страны. На древнейших фресках лишь Хеба изображали в головном уборе с поперечными полосами. Над ним сидит бог Шу (воздух), над Шу – богиня Нут (звездное небо). Все как в Ергаки.
Осирис пишется как Асар, а читается как Йансар (кордский диалект курманджу) – вот вам и царь Иоанн – мифический владыка Сибири.
Я надеялся найти в Ергаки следы Ильи Муромца, а нашел источник поэзии, описанный в мифах самых разных народов.
Неужто такой маленький район, затерявшийся в огромных просторах холодных земель, мог породить столь великие мифы?
Нет, великие мифы породила цивилизация, которая пришла, видимо, из Индии. Но начало было положено смешением двух племен, белых и черных людей. Первые и принесли с севера представления о своих богах. Об этом говорят мифы. Родившееся от смешения народов племя прошествовало через Месопотамию, Египет, средиземноморье, везде сея ростки цивилизации, и надолго осело в западной Европе, отрезанное своими врагами от «Большой земли».
В конце третьего тысячелетия до н. э. оно двинулось на восток. Этот, полный драматизма, поход и отражен в важнейших мировых мифах.
Вдохновители и организаторы этого похода стали новыми богами и героями античности, а заодно и прообразами русских богатырей.
В результате в южной Сибири встретились две литературные традиции – западная, основанная на предании, и восточная, основанная на анимистических представлениях. От их смешения и родилась поэзия, но свое развитие она получила в Месопотамии.
Рождение мифологии я связываю с явлением в сих местах бога мудрости и поэзии Велеса. В Интернете я не нашел полной версии этого мифа. Зато нашел короткое семейное предание: «Все, что мне удалось подцепить от вологодской родни и здешних семейных традиций – совершенно никчемно и – даже опасно. Рыжие люди Алтая – это славные кельты Уэльса, забытые дети славянского бога Велеса».
Критик скажет: «Это нагромождение предположений, а где доказательства?»
С помощью известных поэтических формул нельзя даже доказать, что дважды два – четыре. Нужны серьезные, научные доказательства, а это могут сделать лишь специалисты - археологи.
Я думаю, что доказать или опровергнуть мои предположения будет нетрудно. Для этого надо, лишь, поискать следы деятельности древнего человека. На начальном этапе такие поиски под силу простым смертным.
Надо сказать, что исследования подобных капищ никогда не давали богатых находок. Все-таки, в храмах не гадят, а богатый материал дают помойки. Кроме того, древнейшие храмы не предназначались для посещения толпами прихожан, а считались жилищем бога. Находиться там могли лишь боги да шаманы, да редкие смельчаки пробирались туда. Простые смертные поклонялись издали. Спящий был той преградой, которая отделяла явь от нави. Здесь, в мире яви, можно что-то найти.
Если здесь когда-то были Велесни, то от них должны остаться следы древней обсерватории и наскальные рисунки. На верхней фото, похоже, виден менгир. Может это остатки обсерватории?
Если Спящий – убитый древний бог, а гору убить нельзя, но можно изгнать духа горы, - то должны остаться следы этого древнего ритуала.
Если кто – то пытался добраться до молодильных яблочек, которые под мышками у Святогора, - то должна остаться штольня, хотя это явная глупость.
На заставке на переднем плане видна горушка – это и есть пальцы великана - Ергаки, видимо, там же была когда–то и «рукавица великана, по другому – домик Святогора», правда, в мифах и сказках подчеркивается, что дом деревянный. Хотя постройка деревянная, но какие–то следы от нее могли остаться.
Одним пальцем Святогор держит какой–то камень. Камень круглый, упасть ему неоткуда, лежит ровно посредине. Может, это символ неба. Может, камень специально установлен. Может, и площадка искусственно выровнена. Подобный камень виден и на средней фото.
Если Ергаки – это Шамбала, значит здесь когда то находился тот древний монастырь, где учился сам Пифагор.
Если я неправ, и образ Шамбалы такой же собирательный как образ Атлантиды, все равно, Ергаки – частичка Шамбалы, и не самая малая.
С чем и прощаюсь.