на главную страницу
природа легенды туризм галерея карта
на главную...
гостевая книга...

Весна 2003

Новосибирск - Красноярск - Зеленогорск - Красноярск - Дивногорск - Абакан - Минусинск - Шушенское - Ергаки - Шушенское -Майнская ГЭС - Саяно-Шушенская ГЭС - Саяногорск - Абакан - Знаменка - оз.Шира - Ужур - Шарыпово - Тисуль - Мариинск - Новосибирск.

30.04 - 04.05.2003

30 апреля 2003 г., 18-00. Отъезд из Новосибирска. Сегодня конечный пункт - Кемерово, предположительно - гостиница "Томь". Раньше в Кемерово и вообще на востоке дальше Плотниково не были, а тут вот собрались за тридевять земель... До Кемерово идут две почти равноценные по расстоянию дороги: с северным выездом из Новосибирска через Мочище - Сокур, далее мимо Юрги, и с восточным выездом мимо Раздольного - Плотниково, через Журавлево и Промышленную. Решил ехать по второй - южной, выезд на нее гораздо ближе от дома, машин на ней меньше да и пригорода почти нет. А на северную пока выберешься, да еще до Сокура всяческие ограничения... Время поджимает, хочется в Кемерово засветло приехать, чтоб в потемках по городу не блудить. Поехали!

Через Золотую горку в 18-12 были уже на трассе, ДПС на выезде из города, Раздольное, Гусиный брод, Плотниково. Перед Плотниково хороший быстрый спуск, в конце спуска указатель налево "Кладбище". Спасибо, не надо. Дорога отличная, машин почти нет. На границе с Кемеровской областью несколько километров разбитой дороги. Новосибирский ДПС на границе, первая проверка документов. Через пару километров - Кемеровский ДПС и сразу от границы Кемеровской области - отличная дорога. Первая деревня - Журавлево, тут уже заметно изменение пейзажа - за большим симпатичным озером встают небольшие симпатичные горы. Картина почему-то напомнила Манжерок в миниатюре. Первые раздумья по поводу дороги - в самой деревне указатель направо - "Промышленная", но дорога страшноватистая. А добрые люди говорили, что поворачивать надо вскоре после Журавлево. Проехали дальше километров 5-7 - никакого намека на поворот. А время идет, смеркается. Останавливаюсь, ловлю встречную машину, расспрашиваю. Действительно, еще километров через 5-7 будет перекресток, налево - Промышленная.

Ровно 20-00. Дорога великолепная, широкая, ровная, машин нет вообще. Летим, чуть крапает дождик. Промышленная, Плотниково, Ягуново. А вот впереди и Кемерово. 21-00. Небольшой пригород. По карте ориентироваться лень, да и время поджимает. Спрашиваю у таксиста дорогу к гостинице "Томь", он предложил проводить. Едем за ним по городу до самого центра, где-то в районе Красноармейской расстаемся. "Вот тут чуть вперед, потом налево, там будет кирпич, и направо, а потом немного назад..." Знаю, что гостиница на набережной, совсем где-то рядом. Крутимся, и ничего не находим. Пришлось-таки раскрыть карту, и все прояснилось. Где-то в 21-30 поселились в гостинице, насчет номеров я заранее узнал. Двухместный и одноместный, неплохие номера. Машину поставил на территории КУГИ, за гостиницей под охраной сторожа и собаки Тузик. Ужин с пивом и спать. Первая, самая маленькая, часть пути завершилась. Хорошо, что поехали по южной дороге - выезд из Новосибирска и въезд в Кемерово совсем простые, в отличие от северной дороги. Но об этом позже.

Утро 1 мая, 6-55. Набережная Томи у гостиницы "Томь". Вид очень красивый - берег реки, река с островом, за рекой встают горы. С востока на вершинах гор красно-золотая каемка от восходящего солнца. Несколько снимков, и возвращаюсь к машине, стоящей метрах в 10 от набережной. Буквально несколько секунд, несколько шагов до машины, оборачиваюсь - над горами - красно-золотое солнце! За какие-то мгновения у меня за спиной солнце вырвалось из-за гор и уверенно воцарилось на вершинах, где только что была лишь тоненькая сверкающая кромка. Просто чудо, настоящий праздник. Когда страсти по восходу, в основном мои, поутихли, тронулись в дальнейший путь.

Сегодня доедем до Зеленогорска, 150 км восточней Красноярска. Доехать желательно днем, с тем, что бы вечерком посидеть за столом, пообщаться... Выезд из Кемерово простой и понятный. Заправились. Ночью были заморозки, да и сейчас не жарко. Проехали Березовский, теперь курс на Мариинск. Дорога становится интересной, скучать не дает. Спуски-подъемы вместе с разнообразными поворотами, покрытые чуть подтаявшим ледком. Сильно не разгонишься. Дорога постепенно карабкается вверх, прямо на вершину горы Красной (372 м), потом вниз. Все было бы хорошо, но вот знак "неровная дорога, 5 км" и ограничение скорости 60 км/ч. Начались выбоины, стало грустно. Через 5 км новый знак аналогичного содержания, и так на протяжении 30-40 км одна "неровная дорога" переходит в другую, но все честно помечено знаками. Однако потом все заканчивается, и до Мариинска можно ехать нормально. Мелькают Малая Златогорка, Золотой Китат, Большая Златогорка. К чему бы такие названия? В Верх-Чебуле первый указатель на Тисуль, теперь эти указатели будут сопровождать нас километров 50, до и после Мариинска. Такое ощущение, что в Тисуль надо обязательно заехать. На обратном пути судьба была более настойчива, и Тисуль мы не миновали. Но сегодня только отметил навязчивость указателей, и дальше, к Мариинску.

А вот и он. Судя по указателю, город прямо, а М-53 резко уходит влево, на север. Такое ощущение, что предлагается объездная дорога. А как же легенда о спирте, продающемся ведрами на улицах города? Возвращаюсь назад, до заправки. Обстоятельный разговор с водителем КАМАЗа из Омска проясняет, что едем правильно, а спирт ведрами в Мариинске не продают. Жаль крушения легенды. Поехали по объездной, на переезде догнали "Волгу" 54 региона, едет в Красноярск, также, как и мы, впервые. Пока пропускали состав, убедили друг друга в правильности взятого направления. Дважды пересекли ТрансСиб, проехали по мосту через речку Кия. Впереди - Ачинск, а до него - Тяжинский, Итатский, граница с Красноярским краем и Боготол. Рождаются две новые легенды: в Тяжинском много вкусной тяжинской сгущенки, а в Ачинске - высококачественного 95-го бензина. Дорога после Мариинска без чудес, т.е. хорошая, широкая и ровная. Конечно, в Тяжинском никакой сгущенки, однако вера в ачинский бензин крепка. Поэтому где-то под Боготолом слегка плеснул 92-го, лишь бы до Ачинска хватило.

В 10-57 с нами поздоровался ЕнисейТелеКом. Однако вот и вожделенный Ачинск. 95-го, 96-го нет вообще. Зато вовсю дымит какой-то комбинат, жуткий ветер. В Ачинске ходит трамвай, никак не ожидал. При выезде немного поплутали, с горя залил еще 92-го. Ну, теперь впереди Красноярск. Сразу за Ачинском несколько продолжительных ремонтов дороги, зато потом дорога все лучше и лучше. Вот еще чудо: на автобусных остановках стоят туалеты, хотя вокруг лес. Цивилизация. Очередной отсчет времени и расстояния: 12-30 (новосибирского, здесь уже на час больше), расстояние 716 км (от Новосибирска) вблизи деревушки с роскошным названием Козулька. До Красноярска около сотни километров, ожидаем признаков приближения крупного города. Их нет. Вот уже совсем близко город, а машин мало, вдоль дороги никто ничего не продает, дачных поселков тоже не видно. Чудно. Наконец проголодались и остановились "У Якима". Целый комплекс - кафе, мотель, сауна... Но готовили долго и недешево. Заказал поджарку, помятуя о чудесном горноалтайском блюде ровно год назад, на Усть-Семе. Поджарке "от Якима" до семинской - ой как далеко. Ветер какой-то бешеный, похоже меняет погоду на лучшую.

Ну, вот и Красноярск. Поехали по северной объездной, по краю города. Дорога в несколько полос, все хорошая и хорошая. Как же так? А у нас почему по-другому? На выезде из города куча развязок - от простых круговых до двухуровневых запутанных. Крутились - вертелись ориентируясь, в основном, по солнцу и по Енисею. Когда окончательно запутался, остановил кстати попавшегося гаишника. Оказывается, правильно едем! Красноярск позади, а нам еще дальше на восток. Сразу за городом холмы и откосы дороги из породы красного цвета, видимо это и есть красные яры. Добрались до Кускуна, провел очередную разведку. Ожидалось, что отсюда есть короткая дорога через Нарву на Минусинск. Но, похоже, дорога только до Нарвы. Ну и ладно, едем дальше. Чем ближе цель, тем длиннее километры. Наконец, Уяр - отсюда с М-53 сворачиваем на север. Очередной собеседник подтвердил дорогу. Еще немного, Заозерный, очередное уточнение дороги - и вот Зеленогорск!

16-30, 980 км от Новосибирска. Теплая встреча, вкусный ужин с пивом, мягкая постель. Город - чудо, маленький, чистый, среди сопок на берегу Кана. Летом тут и охота, и рыбалка... А сейчас по Кану несутся последние льдины.

Утро 2 мая, 9-00. На Абакан! 9-10 - 1000 км. Через полтора часа, под Красноярском от жигуля 38-го региона (Иркутск) получаем камушек в нижний правый угол стекла. Думал, обойдемся сколом, но поползли пока маленькие трещинки. Благо, город рядом. С помощью доброжелательных красноярцев нашел совсем недалеко от основной дороги, на КрасРабе-160 ремонт автостекол. Сорок минут прогулки по городу - и скола практически не заметно. С гарантией. В 12-00 неторопливо движемся по Красноярску в сторону Дивногорска. На участке Красноярск - Дивногорск - Усть-Мана дорога хороша - спуски-подъемы-повороты, предупреждения перед спусками "Тормози двигателем!", ловушки после спусков. Справа то и дело появляется и исчезает Енисей, сегодня он гораздо интереснее вчерашнего. Красноярская ГЭС - кажется небольшой, не крупнее Новосибирской, но гораздо живописнее. Однако высота плотины 124 м. За мостом через Енисей дорога уходит вверх серпантином - отроги Восточного Саяна, внизу остается Красноярское море, но подойти, посмотреть вниз негде - вдоль дороги тянется полоса леса, а в нем глубокий снег. Чертовски обидно. Но вдруг после очередного поворота на серпантине рядом с дорогой появляется вышка метров 20 - 25 с лесенкой, прямо подарок какой-то. Срочно вверх. Наверху - красота! Обзор на все четыре стороны света и вниз. Все, как на ладони - Енисей, Красноярская ГЭС, Красноярское море, тайга, на горизонте - горы. Вышка слегка качается и дрожит под ветром. Фотографирую вокруг и вниз до конца пленки, потом жадно вглядываюсь в окрестности. Когда еще доведется! Не торопясь, спускаюсь вниз, и вперед, в Хакасию.

Минуем речку Бирюса, еще пара серпантинов. Иногда останавливаюсь, оглядываем окрестности. Впереди уже виднеется степь. Опять машина из 38 региона, не жду ничего хорошего. И верно. Обгоняю эту 38-ю недалеко от подъема на серпантин, а этот паразит в момент обгона пытается ускоряться, оставляя меня на встречной полосе. А закрытая вершина подъема уже близко, и кто там сейчас вылетит мне в лоб... Жму педальку до упора и на "кик дауне" ухожу вперед. К счастью, обошлось, однако осадок остался. Ну ладно. Дорога все глаже и глаже, горы остаются позади, впереди - степь, местами горит трава. В машине начинается легкий рокот типа "остановиться бы, покушать..." Определяю район стоянки - после границы с Хакасией, около залива Черная речка. Судя по карте, залив совсем близко к дороге подходит.

Вот и граница! Мы в Хакасии! А где же Черная речка? Степь, ни одного деревца, желтая трава, желтые холмы. Рокот усиливается. Судя по расстоянию, залив уже позади. Возвращаться и искать лень, выбираю место поудобнее, чтоб с дороги не видно было. Здесь и будет привал. Трава сухая-пресухая, а в багажнике шашлык истомился. Пришлось вокруг мангала еще и землю окопать. А вот какой я молодец - утром, еще под Зеленогорском, заранее были заготовлены березовые дрова. Жаль только, что не совсем сухие. Горят вяло, в угли превращаться не торопятся. Пришлось прибегнуть к кардинальному средству - чуть-чуть 5W40 фирмы Равенол кардинально меняют ситуацию. Шашлык получился великолепный. А в небе птички какие-то поют, кое-где цветочки диковинные растут. Славно поели, отдохнули. Главное, степь не сожгли. Ну, теперь продолжим путь на Абакан.

А вот еще чудо - посреди степи заправка "Юкос" с полным набором бензинов, мини-супер-маркетом, и даже колеса подкачать можно. Разговорились с заправщиком. Выяснилось, что звери, перебегающие дорогу перед самым носом - суслики, по-местному - чики. Дальше до Абакана никаких чудес, кроме хорошей дороги, к которой быстро привыкаешь и вековечных священных хакасских камней - менгиров.. По дороге искал повороты на оз. Шира, через которое решили возвращаться. Как и следовало из карты, кратчайший путь идет через Знаменку. Вскоре начались пригороды Абакана - Пригорск, Черногорск. Дорога расширяется, появляется разделительная. При въезде в Абакан традиционно немного плутаем, но добрые люди помогают. На бетонной стене - огромная надпись - "Марал жил, марал жив, марал будет жить!". Чувствуется приближение ленинских мест. Погода - чудо, снега нет и в помине, все зеленеет. Объездной дороги нет, пробираюсь через центр города. Город очень приятный.

Снова переезжаем Енисей, и оказываемся в Красноярском крае. До Минусинска около 20 км, вдоль дороги сосны, кедры, чисто-зеленые, какие-то другие, чем у нас дома. Ну, конечно, и у Минусинска поблудили. Зато потом - Усинский тракт в предгорьях Западных Саян великолепен. и красив. Ни за что ни про что подвергаемся атаке мошкары - будто сухой дождь пошел, стекла вмиг затянуло. Руку из окна высунул - как сотни песчинок в ладонь набились. Дворники на ходу не справляются, пришлось несколько раз останавливаться, отмываться. Однако цель - Шушенское - совсем рядом. Вот и поворот с тракта направо, к Енисею. Обращаю внимание на указатель - "Сизая - 67 км". Этот поселок стоит рядом с Майнской ГЭС, там должен быть переезд через Енисей, а оттуда 12 км до Саяно-Шушенской ГЭС. Хотелось бы и там побывать, но доведется ли?

Вот и легендарное Шушенское. Чисто и аккуратно, несмотря на обилие коров. В 20-32 гостинца "Турист" кажется совсем пустой, еле нашел администратора. Номер заказал заранее, но поселиться без проблем можно было бы. Уютный 3-х местный номер с холодильником и ТВ, вечерняя прогулка по Шушенскому, машину на стоянку. Под вечер стали съезжаться жильцы, много с горнолыжников с Гладенькой, один еле шевелится. Ужин с пивом, фильм "Сестры" и спать.

Впечатлений масса. Ехали большей частью с севера на юг, поэтому рельеф, погода, природа - все меняется на глазах. Из весны средней полосы со снегом на обочинах - в Дивногорские полностью снежные горы, оттуда буквально за несколько минут - в сухие степи Хакасии и дальше в Саянскую тайгу. Машина позволяла любоваться красотами и ехать не напрягаясь, только на серпантинах приходилось настораживаться, да от сусликов-чиков уворачиваться. Хакасские степи еще не раз снились позже.

Утро 3 мая. Выспались, позавтракали, зашли в ленинскую деревню-музей. Сегодня нас зовут Саяны! Поехали. Дорога предгорная, вверх-вниз с поворотами. Слева - речка, судя по всему, Большой Кебеж. Проехали Жеблахты, вот и Ермаковское. Большое село, даже объездная дорога есть. Однако поехали прямо, на всякий случай отметил наличие нескольких шиномонтажек и СТО. Перед селом капитально заправился - все-таки в горы едем, на заправке подарили "Жуйку", просто так, не на сдачу. Чудно. Вот и райцентр позади, впереди лишь Григорьевка и Танзыбей. Местность вокруг постепенно дичает, становится все более гористой. На горизонте - Саяны, на фоне невысоких лесистых гор поднимаются белоснежные скальные вершины. Воздух слегка туманится, и вершины растворяются в нем, границ гор почти не видно. И дальше - за горами открываются все новые и новые горы, уже не только впереди, но и справа, и слева. Все, проезжаем Танзыбей, больше жилья впереди не будет, только Арадан на южном склоне Саян, но наши планы дальше Буйбинского перевала и Тормозаковского моста - центра Саян - не простираются. Через несколько километров неописуемая красотища весенних Саян останавливает машину. Справа сразу от обочины дороги - горные склоны с весенними цветами и молодыми чистыми кедриками, кое-где веселыми водопадами сбегают ручьи. Слева, за легким и прзрачным кустарником довольно быстро, с перекатами и бурунами бежит Кебеж. Чистым горным воздухом вместе с речной свежестью надышаться невозможно, будто вообще не дышишь, а поедаешь его. Вот в таких местах, наверное, можно и до тысячи лет прожить. Ладно, поехали дальше.

А вот и подъем на Буйбинский перевал. Круто, да еще и серпантином. Внизу видно дорогу, по которой только что поднимались. Уши закладывает, чувствуется высота. Машина тоже ее ощущает, ехать не торопится. Навстречу идет ужасно ревущий КАМАЗ, он-то вниз спускается, похоже, вниз ему не легче, чем вверх. Мерзкий дым солярочного выхлопа пропадает почти мгновенно, остается только рев где-то далеко внизу. Снова останавливаюсь, надо же поощущать подъем. Здесь совсем зима, снег лежит толстым слоем, на обочине сугробы. Немного передохнули и продолжили подъем. Еще один виток серпантина, и дорога становится положе, приближаемся в вершине перевала. Вот отсюда и открывается панорама Саян. Теперь снежные вершины везде, вокруг и друг за другом. Дорога - справа горы, слева - пропасть. Слева видны пики Ергаков, выглядят совсем по-другому, чем окружающие горы. Горы степенно поднимаются друг за другом, снизу - темно-лесистые, сверху - снежно-белые. А Ергаки - не горы, а скальные пальцы, очень правильно так их древние тюрки и назвали. Уже виден профиль Спящего Саяна, пока издалека, сразу даже не узнал. Дальше все чаще останавливаемся, Саян все ближе и крупнее, его профиль все отчетливее. Теперь его просто невозможно не узнать, даже увидев в первый раз. А вот окружающие пики - Ноги, Учителей, Птица - так и не смогли опознать. Сначала надо по ним пройти, потом уже не забудешь.

Но это в будущем, и не в этом году. А пока впереди тоннель, прикрывающий дорогу от лавин и камнепадов. Теперь справа почти отвесные скалы, слева - такая же пропасть. Чуть дальше скала немного отступает, справа и слева встает снежная стена метра два высотой, дорога в ней прорублена. Слева неожиданно открывается чистая и ровная площадка, на ней - памятник, весь в цветах. Александру Лебедю и его спутникам. Сегодня 3 мая, а разбились они 28 апреля прошлого года, чуть больше года прошло. Левее, над горным склоном, походит ЛЭП, провода которой и задел лопастями вертолет губернатора. Почти самый верх перевала, около 1700 м. Еще немного впереди - Ойское озеро, все подо льдом и снегом. Центр Западного Саяна.

Пара домиков, пара энтузиастов - горнолыжников. Подъемника, похоже, нет. Поднимаются своим ходом. Дальше затяжной спуск к Тормозаковскому мосту. Со спуска, пожалуй, открываются самые красивые картины Саян и Ергаков. Внизу, у моста, тоже небольшая база, два-три домика. Отсюда летом начинаются дороги в Ергаки, но сейчас май месяц. Многометровый снег, остается только жадно пожирать глазами, да укрепляться в желании приехать сюда летом. За мостом разворачиваемся, и не торопясь, со вкусом еще раз впитывая горные видения, двигаемся назад. На Ойском остановился, пообщались с лыжниками. Да, летом тут все совсем по-другому. Надеюсь, еще будет возможность сравнить зимне-весенние и летние Саяны.

Спускаемся из снежной зимы в солнечную весну и на берегу Кебежа, на 576 км Усинского тракта, по прошествии 1838 км от Новосибирска, устраиваем привал. С шашлыком и чаем. Лениво снимаем с себя ползающих клещей - чего бояться, привитые же. Речка довольно широкая и бурливая. Солнце то прячется за облака, то вновь появляется, и речка вслед за ним то темнеет, а то начинает весело искриться. Птички поют, бабочки летают, цветочки разные красивые цветут. В речке, наверное, рыба есть, только вот удочки дома остались. Славненько отдохнув, в 13-30 трогаемся дальше. На ДПС где-то в районе Григорьевки остановили, по полной программе проверили багажник, документы. И ничего. Вскоре показался аэропорт "Шушенское", и в машине возникает вопрос - дальше-то куда? Я-то знаю, что через Сизую на Саяно-Шушенскую ГЭС, однако есть мнение, что пора возвращаться в Абакан и далее - до озера Шира, где и предполагается ночевка. После приведения неопровержимых аргументов в виде карты, расчета километров по часам и клятвенного заверения добраться засветло до Ширы снова едем на юг, теперь уже вдоль Енисея. Через 60 км, пролетевшие за 30 минут, оказываемся в поселке Майна, на небольшой Майнской ГЭС, спутнице большой Саяно-Шушенской. Я не совсем был уверен, что здесь есть переезд через Енисей - на карте его нет, но здравый смысл подсказывал, что на дамбе ГЭС не может не быть дороги. И все-таки полной уверенности не было. А дорога есть. Енисей здесь совсем несерьезный. Сразу перед ГЭС - форелевый питомник, какая-то не совсем понятная конструкция. Ну, еще 12 км до поселка Черемушки - строителей и работников ГЭС. Дорога опять чудная - справа круто вверх - скалы, с них иногда осыпаются камни, лежат прямо на дороге. Слева - Енисей. Вдруг - стоп. КПП.

Вот она, огромная ГЭС, сооруженная меж двух огромнейших скал. Однако чего-то явно не хватает. А где рев каскадов падающей воды? Оказалось - праздники, электричество не нужно - ГЭС отдыхает, спокойно пропуская сквозь себя Енисей. Понятно, что на этом успокоиться невозможно. Допросив часового, выясняю - на противоположном берегу есть смотровая площадка с великолепным обзором. Ну конечно же, скорее туда. Еще один переезд через Енисей - не больше нашей Ини, еще КПП, переписали документы, куда ехать - не сказали. Раз не туда, второй раз не туда. Время пятый час, озеро Шира уже кажется практически недосягаемым, ночлег - сомнительным. В машине легкий, но нарастающий рокот. Встречная машина указывает верную дорогу. Подъем серпантином, самый крутой за сегодняшний день, но недолгий. Поднялись метров на 250, чуть выше плотины (240). Мы тут не одни, машин пять и человек двадцать. Вечереет. Вид, действительно, чудесный. Скалы, между ними плотина ГЭС, внизу - вдаль между гор убегающий Енисей. Именно отсюда сильнее всего чувствуется громадье плотины. Внизу - тот самый КПП, машины рядом - меньше букашки. А душа снова чего-то просит. А вот чего - Саяно-Шушенское водохранилище - море - увидеть хочется. А оно на замке, большом, ржавом. Со смотровой моря не видно, плотина его закрывает, а через плотину ВОХР не пускает. Никак. Вообще. Но уехать, не увидев того, до чего всего метров 50 никак нельзя. Когда еще-то придется: После дебатов с ВОХРом находим компромисс - отдаю ему фотоаппарат с наказом сфотографировать Саяно-Шушенское. Минут пятнадцать томительного ожидания в атмосфере всеобщего непонимания, и фотоаппарат отдан, ВОХР от души поблагодарен, а душа почти успокоилась. Пора и честь знать, т.е. вперед, на Ширу! Часы показывают 17-00, одометр - 2050 км.

На таких дорогах время останавливается - Майна, Саяногорск, Абакан (покупка яблок и традиционное легкое блуждание), Черногорск, Пригорск... Между Саяногорском и Абаканом средняя (!) скорость было около 130км/ч, это со всякими поворотами-горками-обгонами. Озеро Шира снова возвращается в реальность. Заправились под Пригорском на Юкосе, сфотографировал чудо-сервис на память, но впечатление смазал охранник с криком - "нельзя фотографировать!" До сих пор не пойму, почему? А, г-н Ходарковский?

Зато древние хакасские менгиры, стоящие загадочными кругами среди степей с внушают уважение. Побродили и вокруг кругов, и внутри. Поблагодарил древних хакасских богов за гостеприимство и хотел взять на память осколок менгира, но своевременно и благоразумно был отговорен. Чем-то, похоже, приглянулись мы древним хакасским богам, и через пару часов они преподнесли нам неожиданный и очень приятный подарок. А пока - Знаменка, и мы покидаем федеральную М-54, и сворачиваем на оз. Шира.

Уже перестаешь удивляться хорошим дорогам даже здесь, на внутрирайонных направлениях. Знаменка, Верх-Ерба... На оз. Шира нас никто не ждет, надежда лишь на то, что в санатории на берегу озера удастся договориться о ночлеге. Все-таки не лето, народу, поди, немного. Впереди Карасуг, оттуда - направо, дальше - Борец, а там уже и Шира рядом. Хотелось бы засветло приехать, а солнце понемногу начинает садиться за желтые холмы.

Привычно отмечаю километровые столбики, километры летят друг за другом. Вдруг - что такое? только проехали 24-ый километр, а сейчас вместо 25-го на столбике 41-ый! Дорога одна, сбиться с пути негде. Может, померещилось? Но нет, вот и 42-ой пролетел. Где же 17 километров? Через некоторое время, обдумав все варианты и расспросив аборигенов, понял - это подарок древних хакасских богов! Все становится на свои места. Мысленно благодарю, и продолжаем заметно сократившийся путь. Справа начинается большое поле с множеством менгиров, а за ним светлеет озеро. Похоже, Шира - священное озеро древних хакасов. Останавливаемся, ходим по полю. Еще раз поблагодарил хакасских богов.

Уже отсюда виден поселок Жемчужный, где находится один из санаториев. Минут через 20 подъехали к нему. И не ждали нас там, и не обрадовались, хотя санаторий на две трети пустой. Один корпус вообще разрушен, несколько, похоже, ремонтируются. Пристанище нашел минут через 20 рысканья по различным корпусам санатория. Номер двухместный, небольшой, на первом этаже. Хозяйка корпуса подсказала адрес, где можно оставит машину на ночь. Там же облаяла большая собака. Традиционный ужин с пивом, и спать. Однако выспался плохо, кровать совсем маленькая и скрипучая. Похоже, летом в этом номере жили подростки, в шкафу - краткая характеристика курорта: "Шира - дыра, курорт, как зона;
Хочу домой, тут нет закона."

Хотя летом тут, наверное, хорошо - для туристов. Степь, красивое озеро.

Ну ладно, 4 мая, утро. Сходил за машиной, был обгавкан собакой, зато хозяева радушно пригласили отдохнуть летом. По дороге к санаторию заехал к озеру. Почему-то думал, что оно свободно ото льда, все-таки горько-соленое. Нет, только у берега лед растаял, а все озеро, вплоть до дальнего гористого берега пока покрыто льдом. 7 часов, поехали домой. Сегодня будем ночевать в своей квартире. После ночевки в Шире это заметно радует.

Вот только куда ехать? Первоначально планировалось из Ширы ехать строго на север, до Ачинска - около 250 км, а оттуда по М-53 до Новосибирска. При этом до Кемерово дорога идет на юго-восток. Однако, судя по карте, от Ширы до Кемерово примерно столько же, сколько и от Ачинска, только направление - северо-восточное. Только вот не по федеральной М-53 а по различным местным дорогам. При первоначальном планировании, представляя местные дороги подобно новосибирским - смесь щебня с глиной - этот вариант я даже не рассматривал. Однако действительность в Красноярском крае, Хакасии и на Кузбассе оказалась гораздо лучше, местные дороги уступают федеральным трассам лишь в ширине.

Теплое весеннее утро, хорошие погода и настроение - решил ехать как можно более коротким путем с тем, что бы выехать на М-53 где-то в районе Мариинска - оттуда точно альтернативной дороги до Новосибирска уже нет. Первоначальное направление - Копьево - Ужур - Шарыпово, а дальше видно будет. Решение принято, вперед!

Опять желтые хакасские степи с холмами и менгирами, на редких автобусных остановках -туалеты. "М" и "Ж" - отдельно. Вот это и значит цивилизация, а не орать на каждом углу про "столицу Сибири". Однако на границе с Красноярским краем пейзаж меняется. Холмы уменьшаются и сглаживаются, появляются березовые колки, степи переходят в распаханные поля. Под Ужуром накрапывает дождик. В самом Ужуре обстоятельно беседую с летчиками на предмет дороги до Кемерово. С самолета, говорят, все очень просто видно. На мою карту смотрят с некоторым недоумением - "да тут ничего нету... Мы-то по летным картам ездим". Однако общее направление понятно, а принципиальная возможность добраться, по крайней мере, до райцентра Тисуль Кемеровской области подтверждена. Еще и заправка есть, совсем хорошо. И дождик кончился.

Теперь - на Шарыпово. Думал, очередная деревня где-то в глубинке. Оказалось - небольшой город, даже с девятиэтажками. На щитах у въезда - забытое еще со школы слово "КАТЭК". Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс, однако. Очередная беседа с аборигеном на "Вольво". Оказывается, вскоре асфальт пропадет! Километров на сорок. Однако и без асфальта все обещают хорошую дорогу. Проезжаем Шарыпово по объездной мимо Березовской ГРЭС, вокруг - индустриальный пейзаж: трубы вертикальные и горизонтальные, дымы, какие-то здоровые кирпичные и металлические сооружения. Небольшой подъем и налево. Где-то здесь и кончается асфальт. Верить в это не хочется, тем более, что снова крапает дождик. Однако асфальт все-таки резко обрывается. Ну и ладно. Нормальная щебеночная хорошо укатанная дорога, вверх-вниз, уже не среди степей или тайги, а березовых да сосновых лесов. Изредка то слева, то справа мелькают озера, на них постоянно кто-то живет или строится. Дорога стала совсем ровной, несмотря на щебенку, 80-100 км/ч ехать можно без проблем. Проезжаем Инголь - еще Красноярский край, Едет - уже Кемеровская область. А вот еще чудо - в глубине Кузбасса через реку Урюп - платный мост. Ну и ладно, платим, проезжаем. В кемеровской области чувствуешь себя, как дома - пейзаж уже неотличим от новосибирского, лишь изредка на горизонте поднимутся холмы. А вот и снова асфальт! Почти 40 км. щебенки позади, без особых проблем и почти без потери скорости. Нам бы асфальт такой, какая здесь щебенка. Однако дом еще не близко, впереди - один из центров золотодобычи на Кузбассе, Тисуль.

Все-таки приехали в Тисуль, не зря еще по дороге в Красноярск указатели навязчиво зазывали сюда. Большая деревня, почему-то ожидал большего. Куда ехать дальше - не очень понятно, пока до Усть-Серги через Уст-Колбу. А там на пути - речка Кия, и ориентироваться придется на месте. Недалеко от Усть-Колбы с изумлением прочел на дорожном щите, что находимся мы на автодороге Иркутск-Новосибирск, потом подобные щиты еще пару раз встретились. Зачем тогда существует М-53...

Вот на пути деревня с нестандартным названием - Курск-Смоленка. Дорога в деревню прямо, а в Кемерово - налево, и вновь щебенка. Да еще какая-то неукатаная, машину влево-вправо затаскало. Через пару километров выяснилось - это объездная вокруг деревни, а через Курск-Смоленку идет по прежнему отличный асфальт. В Усть-Серге разговор с очередным аборигеном лет 13. Надо как-то перебраться через Кию, а там уж прямая дорога до Чебулы, что стоит на М-53 уже после Мариинска. Карта говорит, что надо ехать на юг, километров 10 и в районе Алчедат по мосту переехать реку. А это почти в обратную сторону. Абориген уверяет, что не надо ехать до Алчедата, Кию можно переехать и в Дмитриевке. Его слушать приятнее, чем карту, выигрыш километров 25-30. Поехали по его указаниям, через некоторое время стало ясно, что движемся все равно к Алчедату. Слегка вернулись назад, уточнить дорогу. В машине уже подзабытый рокот. "Да зачем нам туда. Тут до М-53 пятнадцать минут по отличной дороге. Выедем чуть раньше Мариинска, до него еще минут пятнадцать, и столько же до пресловутой Чебулы. Зато по понятной дороге. А где это твоя дорога через Дмитриевку, да пока найдем, да еще какая она будет. Столько же времени и потратим". Ладно, небольшое разумное зерно в этом есть. Против, в основном, желание изведать неизведанное. Ну, да бог даст, не в последний раз путешествуем.

Поехали на Первомайский, и через обещанные четверть часа вылетели на М53. Дальше - уже знакомый Мариинск, который пытался проехать по-другому, чем пару дней назад. Вскоре и вожделенная Чебула показалась. Здесь на расстоянии 10 м друг от друга два щита с расстояниями до Кемерово с разницей километров в 50. Перед Кемерово перекусили в хорошей недорогой придорожной кафушке. Въехали в Кемерово по той же дороге, что и выезжали, а вот выезжали по другой - захотелось попробовать дорогу через Топки - Юргу. Опять плутания по Кемерово на выезде, ожидал более внятных указателей и более очевидной дороги. А сама трасса Кемерово-Новосибирск хороша. До Новосибирской области, вернее, до поворота на юг. Под Болотным в третий раз остановили на посту ДПС, и вскоре мы влетели в чудовищные асфальтовые волны. Правда, знак 50 км я слегка проигнорировал, примерно на треть. Оказывается, это практически местная достопримечательность, видимо, дорожники ее свято берегут. После уже вспомнил - рассказывали мне про этот участок.

Дальше становится скучнее - дождик моросит, от Сокура везде знаки 40, и обгон запрещен. Правильно выезжали по южной дороге, здесь сплошная маета. Но вот и родной город. Встретил усилившимся дождем и совершенно убитыми дорогами. Новосибирск - город контрастов.

Итог - 3180 км не утомительно, особенно приезде с севера на юг, когда все вокруг чудесно меняется. Вполне хватило времени и насмотреться, и отдохнуть. Конечно, этому способствуют хорошая дорога, хорошая машина и обустроенный ночлег в то время, когда в палатке холодновато. Масса впечатлений. Сам попробовал и другим советую.

Степанов Игорь.

ТУРИЗМ СКАЛЫ ПЕРЕВАЛЫ ПЕСНИ АЛЬПИНИЗМ СОВЕТЫ ТУРИСТА БАЙКИ ТУРИСТОВ